Поправки в закон об ОСАГО, которые вступают в силу с 1 марта, распространяются только на тех автовладельцев, которые приобретут полисы “автогражданки” начиная с этого дня. Об этом было сообщено на пресс-конференции Российского союза автостраховщиков (РСА). А подкреплением их словам послужило заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Во-первых, напомним еще раз, какие именно поправки вступают в силу.
Первая — введение прямого урегулирования при возникновении страхового случая. То есть потерпевший в ДТП сможет обращаться за возмещением не в компанию, выдавшую полис ОСАГО виновнику ДТП, а в ту, где он приобрел свой. Такой порядок действует сейчас во Франции, Италии, Португалии и ряде других стран.
Вторая — возможность упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД (так называемая система “Европротокол”). Эта система практикуется практически во всех странах Европы.
Но в России каждая из новых систем будет работать только в том случае, если будут выдержаны все нижеперечисленные условия.
Для прямого урегулирования убытков их два. Наличие полиса ОСАГО, приобретенного после 1 марта 2009 года, и участие в ДТП не более двух транспортных средств.
Те же самые условия обязательны и для “упрощенки”. Только в этом случае есть еще и обязательные дополнения. У обоих участников ДТП обязаны быть полисы, выданные после 1 марта, ДТП не должен сопровождаться жертвами или уроном здоровью, отсутствие разногласий по поводу виновника ДТП, зафиксированное в извещении, и при этом при всем предварительная оценка ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Если хоть какое-то условие из этого перечня не соблюдено, о нововведениях лучше не вспоминать. Система не сработает.
Позиция юристов, привлеченных для экспертизы, заключается в том, что поскольку норма о распространении действия поправок на ранее заключенные договоры не прописана, то под новый закон подпадают только те страховые контракты, которые будут оформлены после этой даты. Сами таких законодателей выбирали. Впрочем, однозначно оценивать ситуацию с поправками ОСАГО, наверное, вряд ли стоит.
В РСА считают, что поправки носят революционный характер. И в силу этой революционности надо внедрять их постепенно, обкатывая все сомнительные вопросы. При этом через год новые поправки охватят уже 100 процентов автовладельцев.
Кстати, сами страховщики считают, что обходиться без гаишников (при соблюдении всех вышеперечисленных условий) российским автовладельцам стоит лишь тогда, когда ситуация предельно ясна. Хотя бы по той причине, что никто не даст в нынешних условиях гарантии, что ремонт вашей машины уложится в отведенные лимитом 25 тысяч рублей. То есть, считая по нынешнему курсу, в какие-то 695 долларов. И никто не сможет спрогнозировать, сколько долларов эти рубли будут составлять уже через те же 5 суток, в течение которых надо провести экспертизу после ДТП. А тем более через месяц, отводимый нормативной базой для урегулирования страхового случая. А некоторые поломки вследствие ДТП на первый взгляд, да еще и невооруженным глазом, и не увидишь.
Суть высказываний представителей РСА проста и сводится к простой формуле: клиент не должен своими действиями себе навредить. Ведь определив сумму ущерба в 25 тысяч, что там ни покажет потом экспертиза, возмещение от страховой компании уже не увеличишь. Шансы на это минимальны, поскольку никакой доказательной базы, кроме извещения, подписанного обоими участниками ДТП, у потерпевшего нет. Что же касается извещений, то, по уверению начальника правового управления РСА Андрея Юрьева, бланки извещения были утверждены МВД в прошлом году, выдаются вместе с полисом ОСАГО, и никаких новых для того, чтобы воспользоваться “упрощенкой”, не требуется.
Точно так же он рассеял сомнения и о том, не будут ли гаишники оформлять протоколы “за оставление места ДТП”, сказав, что соответствующие поправки уже действуют.
Перевести 25 миллионов российских автовладельцев одним махом на “упрощенку” кажется действительно делом маловероятным. Хотя бы еще и по той причине, что примерно 70% всех ДТП подпадают под действие поправки. А государство до сих пор не определилось даже с единой методологией расчета ущерба. Три госведомства уже который год тянут резину, пытаясь родить нормативный документ, а страховые компании и привлекаемые ими эксперты до сих пор продолжают считать каждая по-своему. И немудрено, что суды завалены делами с разными оценками ущерба.
При одновременном введении действия поправок для всех суды да и страховая система могут просто оказаться в состоянии коллапса. И тогда рухнет весь механизм ОСАГО, который худо-бедно за годы своего существования урегулировал свыше 7 миллионов страховых случаев, выплатив возмещения на 170 с лишним миллиардов рублей.
В общем, суммируя все вышесказанное, поправки — это право, а не обязанность. А некоторым правом лучше в определенной ситуации не пользоваться. Как сказал президент РСА Андрей Кигим, сейчас лучше обкатать новую систему, которая еще непонятно как будет работать, а через год повысить тарифы и убрать лимиты. Что ж, на снятие лимитов по “упрощенке” или хотя бы на повышение их с нынешних 25 тысяч мы согласны. Тем более что в соседних Украине и Белоруссии, где “автогражданку” ввели соответственно еще в 1995 и в 1999 годах, до наших поправок еще не доехали. А рисковать использовать новинки даже тем, кто полностью соответствует требованиям, мы бы точно не советовали. Тем более что из-за кризиса машин на дорогах действительно стало меньше. И пробки уже не такое зло, как хотя бы полгода назад.
Источник.